Убийственная головоломка

Обзор настольной игры «Городской убийца»

В середине декабря мне довелось побывать на презентации очередной студийной разработки Hobby World под названием «Городской убийца». Игру полировали аж с 2019 года, благодаря чему уже в базовой коробке мы получили не только выверенный геймплей, но и целый ворох дополнений с новыми режимами и фишками. Давайте разбираться что к чему.

Новинка предлагает окунуться в мрачные 60-е США, где выступить за одну из сторон: убийцы или детективов, идущих по следу преступника. Фактически игра дуэльная, в партии участвуют две противоборствующие команды, каждую из которых может представлять один игрок. Однако разработчики считают идеальным составом игру на 3-х: 2 сыщика против убийцы.

Игровой процесс происходит на карте города: поле 4 на 4 клетки, в каждой из которых могут находиться до 3 горожан. В начале партии из 20 таких карт убийца случайным образом выбирает одну, это и будет его альтер эго, после чего горожане помещаются на клетки поля. Также в город помещается полицейская машина детективов и 4 здания, позволяющие последним совершать определённые действия. Карты жителей имеют уникальный набор характеристик: пол, возраст (20/40/60), размер (s/m/l) и рост (низкий/средний/высокий). Набор характеристик уникален для каждого горожанина, так как именно с их помощью детективам предстоит вычислить убийцу. Кроме того, каждый житель относится к одной из 9 социальных групп (закон, богема, рабочие и пр.) и имеет профессию. Социальные группы не играют роли в распознавании личности убийцы, но крайне важны для определения достоверности показаний, мотива убийцы, а также возможности их перемещения по городу. Цель детективов — по окончании 5 раундов точно назвать подозреваемого и мотив, которому он следовал. При ошибке в ответе на любой из 2-х вопросов в партии побеждает убийца.

Игровой процесс поделён на три фазы. В первую действует убийца: запугивает 2 горожан на поле, переворачивая их карту чёрно-белой стороной, после чего убивает любого (кроме себя) из 19 жителей. Единственное ограничение для выбора жертвы — это мотив, определяющийся в начале партии из 6 доступных случайным образом. В коробке вы обнаружите 12 различных мотивов, среди которых могут быть: необходимость убивать лиц одного пола, разных социальных групп, жителей, находящихся в определённых кварталах и др. Крайне важно, чтобы игрок-убийца чётко следовал мотиву, так как это игра со скрытой информацией и непреднамеренная ошибка с лёгкостью полностью ломает партию (и приводит к поражению убийцы).

Вторая фаза посвящена детективам: фишка автомобиля перемещается на место преступления, и игрокам доступно 2 действия, которые обязательно должны отличаться, и всего 2 очка перемещения, то есть уехать далеко от места преступления не удастся. Основное действие сыщиков — это допрос: если автомобиль находится в квартале с горожанами, то детективы задают по вопросу каждому находящемуся там незапуганному жителя. Вопросы должны касаться одной из 4 характеристик убийцы и быть выстроены так, чтобы противник мог ответить «да» или «нет», по типу: «Убийца женщина?»; или «Убийца среднего роста?» Отвечая на вопрос, убийца может лгать только в 2-х случаях:

  • детективы допрашивают самого маньяка;
  • в начале партии одна из 9 социальных групп выступает на стороне убийцы, её представители могут врать.

Дополнительные действия позволяют детективам выполнять здания, разбросанные по городу:

  • госпиталь приводит в чувство запуганного гражданина на своей или соседней клетке;
  • закусочная позволяет допросить ещё одного свидетеля;
  • пожарная часть позволяет посмотреть на верхний жетон стопки соцгрупп (так вы раньше поймёте, кому можно доверять);
  • полицейский участок позволяет положить на горожанина жетон слежки; в дальнейшем сыщики в любой момент своего хода могут снять этот жетон и спросить: может ли маньяк прямо сейчас убить этого жителя (руководствуясь своим мотивом).

Фаза города начинается с того, что сыщики успокаивают запуганных горожан на своей клетке (правда случается это довольно редко), затем обе команды по очереди вытаскивают по жетону «соцгрупп» и по желанию перемещают их в соседние локации. Этот момент очень важен для сыщиков, так как бесплатно показывает, чьим показаниям игроки могут доверять. Однако в стопке будут находиться только 6 из 9 жетонов, так как 3 из них в начале партии заберёт убийца (одну в качестве союзников, а две скроет).

Битва умов происходит на протяжении 5 раундов, по окончании которых детективы должны указать на убийцу и его мотив. Механически игра достаточно проста, главное не ошибиться убийце в следовании мотиву или возможности врать / не врать, иначе сломается вся партия. Однако при внешней простоте подумать над ходом придётся, игроки работают со строго ограниченной информацией, пытаясь не дать сопернику дополнительных зацепок или выдать своих намерений. «Городской убийца» подкупает тем, что действует в рамках классических детективных правил: определяем убийцу по набору признаков; не содержит заскриптованного разработчиком решения. В этот раз вы играете против живого игрока в строго ограниченных условиях и при правильной игре оппонента вы не получите чудесную карту с подсказкой о том, что «инженер врёт». Это головоломка с манипулированием информацией, где одна сторона пытается скрыть как можно больше сведений, а другая — разобраться, каким из полученных данных действительно можно доверять.

В одной из партий единственным представителем социальной группы, которой мы точно можем доверять, оказался сам убийца, грамотно уведший игроков по ложному следу чередой не совсем честных ответов. От некоторых партий начинает сквозить паранойей, когда сыщики не могут достоверно оценить большую часть собранной информации, отчего ломается общая картина. Но и с другой стороны всё непросто: главный злодей чаще всего находится под прессом сразу группы сыщиков, и в его шкуре не покидает ощущение, что тебя раскусили уже несколько ходов назад.

С другой стороны, в этом кроется и серьёзный недостаток игры. Игроки должны находиться на примерно одинаковом уровне владения игрой. Серьёзный промах убийцы — и следователи за один ход отметают половину мотивов и становятся на несколько шагов ближе к победе, а некоторые партии могут быть бесповоротно проиграны уже в середине, после чего маньяку приходится ещё полчаса мучаться с ощущением неминуемого поражения. Не обошлось и без доли случайности: детективы, удачно вскрыв карту социальной группы, могут слишком рано найти слишком удобного и достоверного свидетеля, убрать или заткнуть которого убийце окажется не под силу или слишком дорого. Удача может улыбнуться и маньяку: в одной из партий первый вопрос о поле убийцы был задан персонажу, который мог врать, а следующий, проверочный, детектив задал самому душегубу. В итоге всю партию, уже после 1 раунда детектив без шансов шёл по ложному следу. С позиции убийцы партия оказался чудесной!

Тут нужно отметить, что всё вышесказанное относится к базовой версии игры. Разобрашившись с механиками, игроки могут сыграть в режиме «Интуиция», являющимся по сути дополнением к игре. В новом режиме в игру вводятся дополнительные мотивы убийцы, а в партии используется большее их количество. Также появляются особые карты детективов и убийц. Они вводят дополнительные способности, и если маньяк получает их просто так, после каждого убийства, то сыщикам придётся сначала разжиться, а потом и потратить улики. Ещё больше разнообразия добавляют 8 сценариев, указанные в конце книги правил. Они предполагают особую раскладку на поле и комбинации мотивов, а также дополнительные правила, отсылающие игроков к классическим кинокартинам в жанре нуара.

По итогу мы получили крайне интересный детективный проект, в каждой партии которого перед игроками встанет совершенно новая задача. У «Городского убийцы» потрясающий запас реиграбельности в противовес 7–10 партиям для привычных нам игровых детективов. Конечно, в этой игре вы не получите того же сюжета и уровня нарратива как в том же «Детективе: игре о современном расследовании», но и игра не об этом. Перед нами дедуктивная головоломка, плотно завязанная на противостоянии команд, по этому по духу игра больше напоминает классического «Мистера Джека», чем современные детективные игры. «Городской убийца» о прямом противостоянии двух сил, где один пытается запутать следы, а вторые — выловить иголку в стоге сена.

Оригинальная статья – Статья Убийственная головоломка / Обзор настольной игры «Городской убийца» | все о настольных играх – tesera.ru