Каркассон — настольная стратегически-экономическая игра немецкого стиля. Разработана Клаусом-Юргеном Вреде в 2000 году, впервые издана компанией Hans im Glück в Германии. В 2001 году была удостоена награды «Игра года» в Германии. В настоящее время Каркассон выпускается многими мировыми издателями настольных игр, и, на 2018 год, в мире продано более 10 миллионов экземпляров игры (включая дополнения).
В 2014 году игра претерпела редизайн. Перезапуск игры состоялся в декабре 2014: тогда в продажу поступила англоязычная версия новой редакции «Каркассона». Игра осталась прежней, но обзавелась новым оформлением: над обложкой в этот раз поработал Крис Куилльямс, а над квадратами земель — Анна Пецке. Чтобы новая редакция игры осталась совместимой со всеми выпущенными ранее дополнениями, рубашку квадратов оставили прежней. К базовым компонентам в коробку доложили мини-дополнения River («Река») и The Abbot («Аббат»).
Компоненты
•
72 квадрата местности - тайлов;
•
1 дорожка подсчёта очков;
•
40 фишек подданных - миплов.
Компоненты дополнений:
•
5 фишек аббатов - их можно выставить на монастырь или сад вместо рабочего, чтобы получить больше очков;
•
12 квадратов с рекой (вместо стартового тайла).
Подготовка к игре
•
каждый игрок выбирает цвет своих миплов из 5-и возможных;
•
каждый игрок одного мипла из восьми помещается на доску для подсчёта очков в игре;
•
выбирается вариант игры:
◦
без дополнений;
◦
с дополнением “Аббат” - в игру добавляется фигурка аббата;
◦
с дополнением “Река” - вместо стартового тайла (можно определить по рубашке) добавляется 12 тайлов с рекой;
•
выбирается первый игрок. Игроки ходят по очереди, по часовой стрелке, начиная с первого игрока.
Фазы хода
•
взять один тайл из любой стопки и присоединить его к уже выложенным на стол;
•
игрок может на только что выложенный тайл разместить своего мипла:
◦
на дорогу - сделать из своего мипла разбойника;
◦
в город - сделать из своего мипла рыцаря;
◦
в монастырь - сделать из своего мипла монаха;
◦
в поле - сделать из своего мипла крестьянина;
◦
игрок не может на только что выложенный тайл разместить своего мипла если на данном участке уже размещён мипл соперника.
•
игрок получает очки за все объекты, завершённые с помощью только что выложенного тайла.
Подсчёт очков
•
Завершённый объект:
◦
дорога (дорога считается завершённой, если она замкнулась в кольцо или оба её конца упёрлись в перекрёсток, город или монастырь) - 1 очко за каждый тайл;
◦
город (город считается завершённым, если он со всех сторон окружён стенами и внутри него нет пустых мест) - 2 очка за каждый тайл;
◦
щит в городе - 2 очка за каждый тайл с щитом;
◦
монастырь (монастырь считается завершённым, если квадрат, на котором он расположен, со всех сторон, окружён другими квадратами) - 9 очков;
◦
поле (начисление очков за поля происходит только в конце партии) - каждый завершённый город, с которым граничит поле - 3 очка.
•
Не завершённый объект:
◦
дорога - 1 очко за каждый тайл, по которому проходит дорога;
◦
город - 1 очко за каждый тайл незавершённого города;
◦
щит в городе - 1 очко за каждый тайл с щитом незавершённого города;
◦
монастырь - 1 очко за сам монастырь и за каждый соседний тайл.
Спорные ситуации при подсчёте очков:
•
Несколько миплов на одной дороге:
◦
у одного игрока миплов больше - он получает все очки за дорогу;
◦
одинаковое количество миплов у разных игроков - оба игрока получают все очки за дорогу.
•
Несколько миплов в одном городе:
◦
у одного игрока миплов больше - он получает все очки за город и символы щита в этом городе;
◦
у разных игроков одинаковое количество миплов - оба игрока получают все очки за город и символы щита в этом городе.
•
Несколько миплов в одном поле:
◦
у одного игрока миплов больше - он получает все очки за поле;
◦
у разных игроков одинаковое количество миплов - оба игрока получают все очки за поле.